Про бурную деятельность
Точнее, про её имитацию. В нашем мире есть такое явление, когда сказано много, денег заплачено тоже прилично, суеты навалом, а вопрос не сдвигается с места. На сопротивлении людей переменам и ловле рыбы в мутной воде зарабатываются миллиарды. И это всех устраивает. В нашей стране люди умеют терпеть много и долго. Этим объясняется наша поразительная стойкость там, где другие уже даже физически закончились. Этим объясняется и сила нашего принятия, когда мы можем мирно сосуществовать рядом вообще с чем-то чуждым. И я бы не сказала, что это какой-то деструктивный терпёж. Многое рядом с нами и правда заражается нашим жизнелюбием и ценностной направленностью. И интегрируется с нами в единое целое. Но многое, что уже давно пора изменить, остаётся в это время воистину на первобытном уровне. Другая сторона прекрасной медали за терпение - обучение через мощные встряски. То, на что мы старательно закрываем глаза, когда-нибудь таки стукнет нам по голове. Радует, что в это время наша стойкость и изобретательность тоже окажется нашей сильной стороной.
Я сталкиваюсь с бурной деятельностью постоянно. У меня есть коллеги, к которым не попасть на приём, потому что у них всё время расписано на недели вперёд. Кто-то из клиентов ходит к ним утром по вторникам, а кто-то вечером по пятницам. Это удобно. Заработок тоже вполне приличный и стабильный. А клиент доволен, что им занимаются, поддерживают, подбадривают, выслушивают, дают указания, задания, направляют и даже критикуют время от времени. Это аккуратная работа, которая должна производиться очень дозировано. Потому что в переполненную психику клиента большими порциями не влезает. Ни информация, ни техники самопомощи. Мы так куличики делали в детстве - насыпали в ведро песок и прихлопывали совочком сверху. Потом насыпали ещё. И ещё прихлопывали. Рыхлый песок в ведре утрамбовывается после нескольких таких подходов. Можно было переворачивать, стучать по донышку и делать куличики.
Куличики делаю я. В детстве, наверное, не наигралась. Ко мне приходят с полным ведром всего сверхценного, когда в жизнь клиента больше ничего не влезает. Грустно это, когда столько всего хочется, но не влезает. Я переворачиваю вверх дном, ставлю в нужное место, стучу где надо и вот тебе куличик. В нём весь твой опыт, наработанный на сегодняшний день. Красиво, правда? Какая форма, такой и куличик, ты же знаешь. И вот тебе обратно твоё ведро. Пустое. Сыпь туда ещё чего-нибудь пока опять поперёк горла не встанет. То есть по идее наша задача сделать человека пустым, открытым новому. Хорошо бы, чтобы он и жить научился так открыто. Чтобы внутри было пусто и свободно от всяких теорий, как оно всё правильно должно быть, и что сделать, чтобы соответствовать этому "правильно". Удобно и практично жить пустым. Можно вместить на время всё, что угодно. Психика приобретает колоссальную ёмкость и без труда может выдержать что угодно, и легко во всех этих приключениях соображать. По жизни вообще крайне удобно идти налегке. Да, можно иметь большую семью, массу обязательств, но быть при этом пустым. И это секрет лёгкой жизни. Ведро в голове пустое, а остальное не играет роли. И осталось только перестать испытывать дискомфорт, живя с пустым ведром.
Есть два вида психологической работы. Я опустошаю ваше ведро. За счёт этого у вас появляется большая свобода выбора и даже возможность переделать форму ведра. И ведро пустое - что хочешь, то и клади. Пока оно не забито, его содержимое и вытаскивать удобно. Стучать даже по ведру не надо. И ничего, чего жаль терять, не сыплется наружу от резких движений. Ваш кристаллизованный в виде куличиков опыт тоже вам доступен. Вряд ли вы захотите к нему вернуться, потому что свобода вкусна, а формы старые, не модные. Но вдруг... Знать ступени своей жизни тоже прекрасно.
Другой вид психологической работы - методичное утрамбовывание ведра. Это всякий тайм-менеджмент, планирование, выстраивание отношений и прочее. Перегруппировка уже существующих элементов в новые формы на ограниченном пространстве. Это тоже важная работа. Она тоже нужна, чтобы заполнять ведро нужным, в нужной последовательности и подольше. Неизменным останется только одно - рано или поздно ваше ведро придётся опять вытряхнуть полностью.
Мы живём в иллюзии, что знаем, что будет с нами завтра. И расстраиваемся сильно, когда наступает завтра не такое, как мы предполагали. У нас содержимое ведра заточено под одну жизнь, а тут ррраз! и на дворе другая. И куда теперь нам девать всё, что нажито непосильным трудом? По сути в большинстве случаев наши проблемы только в том, что реальность оказалось отличной от наших ожиданий. Например, ты всё ещё ждёшь устоев советской школы для своих детей, а в реальности школа уже сильно другая. Когда ты живёшь с пустым ведром и у тебя каждый новый день всё новое, это не особо влияет. Люди с пустым ведром очень адаптивны. Они быстро принимают реальность и отделяют от себя разрушенное. И строят что-то иное всё так же увлекаясь процессом. Когда же у тебя полное ведро и сильно много есть чего терять, то любое внешнее изменение может стать трагедией, из под завалов которой никак не выбраться и нового не начать.
Я сторонница расхламления жизни. Утилизация нерабочих утверждений, взглядов, даже если это драгоценные догматы времён античности, в моём понимании должна производиться своевременно. Остаётся только то, что реально про жизнь. Про настоящую. То, что не про жизнь конкретно сейчас (или вообще) легко может быть мною подвинуто. Сейчас у меня про жизнь, например, ободранные обои в комнате. Мои дети ещё не наразвлекались с ними. Когда-то я пропустила тот момент, когда надо было как-то иначе организовать отношения моих детей с обоями. Что-то тогда другое было про жизнь. Поэтому теперь у меня творческий беспорядок на стенах. Когда мы насытимся отбойным творчеством, то сделаем ремонт. И не раньше. Я не буду запихивать в своё ведро ремонт просто потому что так принято или кому-то не нравится. Ко мне можно просто не ходить. А когда придёт время, то, скорее всего, засуну себе в ведро покраску стен, а не обои. Ну нет у меня выраженного интереса к дизайну интерьера, ну что поделать. Мне в квартире как в одежде должно быть удобно и просто, чтобы жизни настоящей не мешало.
Если отношения не устраивают или что-то ещё не устраивает, то проще выкинуть. Выкинуть не отношения или что-то ещё. Я не из тех, кто рекомендует разводиться, если с супругом сложно жить. Мы вырулили с мужем из крайне жёсткого кризиса только по одной причине - мы оба были нужны друг другу гораздо больше, чем наши убеждения про то, какой должна быть семейная жизнь. Мы людей оставили, а убеждения выкинули. И собрали всё буквально на пепелище с нуля. И это очень нас радует. Теперь у нас у каждого практически пустое ведро и мы готовы к очень разному взаимодействию. И нам легко друг друга слышать. Мне страшно подумать, если бы кто-то из нас остался бы при своих теориях о том, каким должен быть идеальный партнёр. Вряд ли у нас получилось бы остаться вместе.
Живущие налегке люди очень живучи и способны адаптироваться много где. Люди с полным ведром своих твёрдых убеждений рано или поздно в них уткнутся и пострадают. Жёсткость не добавляет нам маневренности. Она не является основой прочности. Часто прочность и долговечность дают иные, менее жёсткие, но более адаптивные вещи. Ситуации, когда нечего терять, сберегали и жизни, и военные тайны, не оставляя простора для манипуляции чувствами человека. Это только кажется что если ты будешь жить налегке, в твоей жизни ничего ценного не останется. Останется. Самое ценное, то, чего все так ищут, мы будем носить в своём сердце. И никакая стихия будет над этим не властна. Люди, предметы, обстановка нашей жизни свободны измениться до неузнаваемости, но глубинная суть всего останется такой, какой и была.
Не так уж и много тех решительных, кто рискует ставить под сомнение то, на что опирался всю свою прошлую жизнь. Это же какая-никакая, но прочная основа, известная своими минусами и плюсами. Оплот иллюзорной стабильности. Обычно нужно исчерпать все возможности, чтобы увидеть, что точно ничего не работает и оставить это со спокойной совестью. И поэтому в мире есть специалисты, которые помогают дефрагментировать наше ведро, утрамбовать, разложить по полкам. Пока это ведро не заполнится по самую крышку. Но едва изменятся внешние условия невыносимо, и придётся всё полностью форматировать. То есть жизнь оставить и что-то реально жизненно важное, а остальное стирать в ноль. По идее мы должны сами постоянно отбрасывать отжившее, но мы редко это делаем. Поэтому приходят внешние трудности, где по-старому просто не выжить.
Поэтому я работаю как работаю. Я всё время опустошаю ваше ведро. Иногда достаточно вытащить большой камень и сразу полегчает. И сразу в жизни легко и всё получается. Но так не во всех ситуациях бывает. Бывает, что ведро переполнено и просеивать и выискивать в нём уже нечего. И тогда надо решаться на то, чтобы сделать куличик. Тогда у вас будет много красоты про вас самих и тотально пустое ведро, которое, конечно, частенько пугает своей пустотой и неизвестностью. Вот из-за этой пустоты и неизвестности люди и не решаются на глобальную смену убеждений. И ходят вечно перелопачивать своё уже доверху полное ведро. Пока уставшая в хлам мать не решится убрать детей с первого места хотя бы на второе. и поставить на первое место себя каких бы ужасных перспектив детского недоедания, неопрятности и беспорядка в квартире это поначалу не сулило, ничего в жизни не поменяется. А просто будет вечное нытьё, опостылевшая жизнь и наглые ненавистные дети. В крайних жизненных ситуациях иногда единственный способ выжить - опорожнить своё ведро. Если кто совсем задолбался пересыпать содержимое своей жизни туда-сюда, приходите. Красиво вытряхнем ненужное.